"Лед тронулся тчк командовать парадом буду я!"
Аэрография - начало работы
Не зря говорят: новое - хорошо забытое
старое! Классический мотив в современной обработке - как пользоваться
аэрографом?
Тема не нова, но вечна! Поэтому нельзя
уставать об этом писать.
Итак, встречайте...
"Свободу Анжеле Девис!
Американским индейцам и другим угнетенным нациям!"
АЭРОГРАФ
- это инструмент, позволяющий красить посредством струи распыленной цветной
жидкости, любые поверхности вплоть до детских игрушек и стендового
моделирования! Аэрография автомобилей, мотоциклов, жилых помещений, системных
блоков компьютеров, сотовых телефонов, да что только на ум придет, но впереди
очень интересная и увлекательная тема – стендовое моделирование! Что это такое?
Атака на Перл-Харбор, Бородинская битва,
битва при Ватерлоо, танковое сражение под Прохоровкой на Курской дуге..., да мало
интересных масштабных исторических тем можно создать при помощи стендового
моделирования?! А разукрасить, придать этому цвета жизни, натуральный вид -
можно только при помощи аэрографа!
"Грузите апельсины в бочках братья Карамазовы"
Контроль этого потока зависит от
давления воздуха при распылении, консистенции краски и расстояния от
инструмента до окрашиваемой поверхности. Для того, чтобы понять работу
аэрографа достаточно знать как работает обыкновенный пульверизатор, состоящий
из двух соединенных под определенным углом трубочек. Смешиваясь с воздухом,
краска распыляется и выбрасывается вперед. На этом принципе основана работа
некоторых аэрографов внешнего распыления, у такого инструмента нет иглы,
поэтому потоки воздуха и краски регулировать невозможно. Такой
пистолет-распылитель используется для больших поверхностей. А нас интересуют
мелкие предметы - игрушки и следовательно тонкая работа.
Не будем заострять внимание на всех типах
аэрографов, а подробно рассмотрим самый распространенный в России. Это изделие завода
"ЭТОН" из Беларуси. Им пользуются подавляющее большинство
стендовиков. Оно доступно по цене и приемлемо по качеству.
Прошло проверку временем и оказалось
вне конкуренции, тем более, что китайские и тайванские аэрографы видимо у нас
"не приживутся". Дорогие фирменные аэрографы не каждому по карману.
При покупке аэрографа самое главное это
качество металлообработки, центровка и подгонка резьбовых соединений. Поэтому даже
великолепно произведенный витебский аэрограф не следует тут же пускать в
работу, а полностью разобрать его и принять меры для доводки деталей до нужной
кондиции. Прежде всего - это касается иглы подачи краски. Любая неточность и
шероховатость обязательно скажется на качестве формирования факела с краской.
Кончик иглы зажимают в шкурку -
"нулевку" и наполировывают до зеркального блеска вращательными
движениями. Это обеспечивает правильную центровку, ведь игла - это тело
вращения. Затем обработка бронзовых сопел, по которым поступает краска. Далее
правильная регулировка длины иглы, т.к. в собранном виде, встав на место, игла
должна плотно упираться во внутреннее отверстие распылительного сопла. При этом
педаль подачи краски должна иметь минимальный свободных ход - 1-2мм.
Аэрограф не является
"самостоятельным" инструментом, для работы ему необходим источник
сжатого воздуха(газа) - компрессор или баллон со сжатым газом. Самым же
массовым источником воздуха у нас является немного адаптированный компрессор от
обычного холодильника. Он обеспечивает приличное давление и прост в
эксплуатации, бесшумен и если совсем повезет - надежен!
Но будет лучше если есть еще и
ресивер. Это устройство служит для сглаживания толчков воздуха и фильтрации
масла, которым может "плеваться" ресивер. Изготовить ресивер самому
не сложно. В крышке пластиковой бутылки из под газировки делают два
отверстия, чтобы в них вставить с
натягом две трубки: одну, длинную - для подачи воздуха, вторую, короткую - для
его выхода. А герметичность и конструкционную прочность новоиспеченному изделию
придаст немного эпоксидного клея.
Рабочее давление для
нормальной работы аэрографа 1,2-2,0 атмосферы. Самое оптимальное 1,5-1,8.
В настоящее время модельный рынок заполнен
огромным количеством красок для масштабных моделей: Tamiya, Testors, Humbrol, Звезда,
Моделист и т.д. Краска должна быть более жидкая, чем из банки, в пропорции: 2
части растворителя на 8 частей краски.
ПРИСТУПИМ или "Шура! Запускайте Берлагу!"
Заливаем в резервуар аэрографа краску,
включаем компрессор - за работу!
Но, надо помнить, что краска
выходит из сопла даже при не нажатой клавише. Причина - в регулировке длины
иглы, возможно пузырение краски в резервуаре при включенной подаче воздуха,
из-за того, что воздух попадает в канал, по которому поступает краска.
Итак, настроив нужную ширину
факела распыления "давим на гашетку", и "живительный лучик"
краски коснется поверхности вашей модели! Следите, чтобы краска не текла, для
этого надо уменьшить ее подачу. Покрыв модель одним цветом, краске надо время,
чтобы хорошо высохнуть и только потом продолжать работу (переводить декали,
наносить маски, накладывать следующий слой).
Основной принцип
последовательности нанесения цветов - от светлого к темному!
Например, низ самолета, задувается
серо-голубой краской, затем, после нанесения масок на нижнюю поверхность,
красятся фюзеляж (к примеру, серый), а заканчивая самым темным
цветом(темно-зеленым). Более светлый тон на темную поверхность наносить не
рекомендуем, т.к. краска может просвечиваться через светлый слой! Существуют
еще некоторые нюансы, связанные с отдельно взятыми цветами.
Красный и фиолетовый.
Закрасить каким-то другим цветом их невозможно! Через некоторое время они снова
проступят на поверхности розоватыми оттенками.
А для того, чтобы нанести
красный на темную поверхность, ее надо предварительно загрунтовать серебрянкой.
При чередовании цветов и оттенков в процессе покраски возникает необходимость
чистки аэрографа, но это делать не всегда обязательно, особенно если красить по
принципу "от светлого к темному" и использовать краски на одинаковой
основе. А вот после работы с серебристой, красной, черной, синей и фиолетовыми
красками чистить аэрограф - святое дело!
ЦВЕТОМАСКИРОВКА
- в большинстве случаев это специальный модельный скотч. Для небольших
криволинейных поверхностей применяют специальные составы, которые не оставляют
жирных следов и не отрывают краску. Для получения размытых контуров камуфляжа
маски из скотча наклеиваются согласно схеме окраски, и их края по периметру слегка
"подрываются", клеятся не вплотную, а с припуском. Из-за этого четкой
границы не получается так как некоторое количество краски попадает в маску.
Мелкие пятна в хаотичной
последовательности можно наносить через своеобразный трафарет, который держат
на небольшом расстоянии (3-5мм) от поверхности.
Арсенал различных приемов и способов
накапливается с опытом и у каждого моделиста он свой. Конечно существуют и
более изощеренные методы работы, но основы достижения хорошего результата - от
простого к сложному!
" А может тебе еще дать ключ от
квартиры, где деньги лежат?! ...на
блюдечке с голубой каемочкой!"
|